The Face of Slanderers

- The Face of Slanderers
-
Title
- Paratext
-
Source Type
- Hands. A Man from MINAP
-
Publication
- Pravda (February 11, 1966)
Судебный процесс по уголовному делу Синявского А.Д. и Даниэля Ю.М.
10 февраля в Москве, в Верховном суде РСФСР, начался открытый судебный процесс по делу советских граждан А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, привлеченных к уголовной ответственности по первой части статьи 70-й Уголовного кодекса РСФСР. В чем же они обвиняются?
Империалистическая реакция, говорится в обвинительном заключении, потерпев поражение в попытках силой, путем вооруженной борьбы сокрушить социализм, не отказалась от других форм борьбы против Советского государства и делает сейчас главную ставку на подрывную работу путем идеологических диверсий. Пытаясь скомпрометировать социалистическое общество в глазах мирового общественного мнения и советских людей, буржуазная пропаганда не брезгует никакими средствами. В этих же целях пропагандистские центры империалистических государств активно используют антисоветские, клеветнические сочинения отдельных отщепенцев, которых выдают на Западе за «подлинных» представителей советской литературы.
В антикоммунистической пропаганде в последние годы значительное место отводится антисоветским, клеветническим произведениям, опубликованным на Запале под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак.
Принятыми Комитетом государственной безопасности мерами установлено, что под псевдонимом Абрам Терц на Западе печатался старший научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького Синявский Андрей Донатович, а под псевдонимом Николай Аржак – его соучастник – переводчик Даниэль Юлий Маркович.
В сентябре 1965 года в отношении Синявского и Даниэля в соответствии с законом и с санкции Генерального прокурора СССР возбуждено уголовное дело. Судит Синявского и Даниэля Верховный суд РСФСР. Председательствует председатель Верховного суда РСФСР Л.Н. Смирнов, народные заседатели – Н.А. Чечина и П.В. Соколов. Секретарь суда – Т.В. Воробьева. Государственное обвинение поддерживает помощник Генерального прокурора СССР О.П. Темушкин. Общественные обвинители – члены Союза писателей СССР А.Н. Васильев и З.С. Кедрина. Защиту осуществляют члены Московской городской коллегии адвокатов Э.М. Коган и М.М. Кисенишский.
Председательствующий устанавливает личность подсудимых. Синявский родился в 1925 году а Москве, до ареста работал в должности старшего научного сотрудника Института мировой литературы имени А.М. Горького. Даниэль родился в 1925 году в Москве, является переводчиком. На вопрос председательствующего подсудимые отвечают, что копии обвинительного заключения им вручены. Объявляется состав суда и разъясняются права отвода. Подсудимые не дают отвода составу суда.
Начинается судебное следствие. Секретарь суда зачитывает обвинительное заключение.
Предварительным следствием по делу установлено, что Синявский и Даниэль, занимая враждебную, антисоветскую позицию, начиная с 1956 года писали и нелегально переправляли за границу клеветнические произведения, порочащие советский государственный и общественный строй.
Для пересылки своих писаний на Запад Синявский воспользовался знакомством с дочерью бывшего военно-морского атташе Франции в СССР Замойской (Пельтье) Элен. Он передал их впервые в 1956 году у себя на квартире в Москве и попросил опубликовать за границей пол псевдонимом Абрам Терц. Литературные злопыхательства Синявского были подхвачены буржуазными идеологическими центрами и стали активно использоваться в антикоммунистической пропаганде. Обвиняемый Даниэль, разделяя антисоветские взгляды Синявского, не только одобрял его деятельность, но в свою очередь изготовил опус «Руки», который содержит клевету на социалистический строй, на политику Советского государства.
Осенью 1960 года в той же квартире Синявского Даниэль передал Замойской эту рукопись для публикации за границей. Сознавая антисоветскую направленность своих действий и стремясь скрыть свое подлинное имя, Даниэль избрал псевдоним – Николай Аржак. В последующем Синявский и Даниэль продолжали писать и распространять антисоветские, клеветнические произведения.
Подсудимые распространяли их и среди окружающих в рукописях, а также в виде книг, изданных за границей на русском языке и доставленных в СССР нелегально Замойской.
Чтение обвинительного заключения закончено.
На вопрос председательствующего, признают ли они себя виновными, Синявский и Даниэль отвечают отрицательно, хотя на предварительном следствии и тот и другой признавали свою вину. Они, верно, отрицали умысел в антисоветской пропаганде, но вместе с тем признавали, что их произведения могут быть использованы и использовались во вред нашей стране. Теперь они отрицают все. Однако их враждебная позиция, как говорится в обвинительном заключении, достаточно подтверждается не только содержанием их антисоветских клеветнических произведений, изданных за рубежом, но и показаниями свидетелей, заключениями экспертизы, вещественными доказательствами.
Суд переходит к допросу подсудимых.
Свои портреты Даниэль и Синявский дорисовывают, отвечая на вопросы председателя и членов суда, государственного обвинителя. Подсудимые часто уходят от прямых ответов, изворачиваются. Во время допроса приводятся цитаты из их книг. И становится ясным, что Даниэль и Синявский кощунствуют над святыми для каждого советского человека понятиями, идеалами.
Как еще раз показывает судебное разбирательство, произведения подсудимых взяты на вооружение врагами нашей страны. Однако Даниэль, например, пытается замаскировать политический характер передачи своих писаний для публикации за границей. А вынужденный признать, что его «творения» использовались в антисоветских целях, он без конца утверждает, что «этого не хотел», что теперь он «сожалеет об этом».
Ход судебного разбирательства показывает преступность намерений и действий Даниэля и Синявского.
11 февраля суд продолжит слушание дела.
(Корр. ТАСС).
"