Gennady Khomiakov - Vladimir Varshavsky (May 25, 1969)

Геннадий Хомяков - Владимиру Варшавскому (25 мая 1969)
GK
Information
Title
Gennady Khomiakov - Vladimir Varshavsky (May 25, 1969)
Source Type
Correspondence
Author
Gennady Khomiakov
Publication
Reflections on Progress, Peaceful Coexistence, and Intellectual Freedom
М. Vasilieva, P. Tribunsky, V. Khazan. Perepiska G.A. Khomiakova s V.S. i T.G. Varshavskimi, 1962-1983 // Ezhegodnik Doma russkogo zarubezh'ia 2017. Moskva: DRZ, 2017. P. 497-498.
Text

Что Вы хотите взяться за статью о выступлении Сахарова – хорошо, и, представьте, я даже не удивлялся, что Вы решились на это: всегда надо предполагать, что у автора есть желание писать, иначе зачем же к нему редактору обращаться? И написать о Сахарове стоит, надо бы обязательно. Но... – много тут не столько даже «но», сколько всяческих соображений и рассуждений, и не так-то легко с ними справиться и изложить их в статье. Вы правы, что Запад лишь очень, в сущности, бездумно порадовался сахаровскому выступлению, одобрил его, – но все это так поверху и так мелкотравчато, что словно бы даже не понял его и значения, а отчасти и содержания. В конце концов, именно тут, вероятно, скрыта причина причин возможности поражения и катастрофы – вроде бы в утрате способности жгуче, с болью интересоваться духовным состоянием нынешнего мира и работать над лечением этого состояния. Все делается «постольку-поскольку» либо ради минутной сенсации (долго ли «интересовались» тем же выступлением Сахарова? Да о нем уже забыли).

У меня давно есть ощущение – не раз я об этом и упоминал в своих статьях, – что, по существу, у России, у русских сейчас есть отличный шанс – на то, чтобы стать ведущей идейно силой в мире, чтобы практически возглавить идейно идущую перестройку отношений. Разработайте то, что хотя бы только набросано в сахаровском выступлении, – и Вы получите что-то вроде «основ нового мировоззрения», на которое откликнутся миллионы и на Западе. Беда, однако, в том, что ни в России, ни на Западе разрабатывать их некому, основы эти, по тем или иным причинам. Коммунисты ничего не могут больше, как только «тащить и не пущать», ибо без этого им погибель, – а если бы они могли за это взяться, им надо было бы перестать быть коммунистами.

None