Reprisal of Disobedient Intelligentsia Continues in the USSR

В СССР продолжается расправа с непокорной интеллигенцией
Aleksandr Ginzburg
Information
Title
Reprisal of Disobedient Intelligentsia Continues in the USSR
Source Type
Paratext
Author
Aleksandr Ginzburg
Novoe russkoe slovo, EVIS Digital Archive (July 10, 1970)
Text

Поэтесса Наталия Горбаневская отправлена в сумасшедший дом

Москва, 9 июля, – Еще один представитель инакомыслящей интеллигенции в Советском Союзе оказался за решеткой сумасшедшего дома. Советские власти сочли нежелательным судить поэтессу Наталию Горбаневскую за «преступления», а предпочли упрятать ее в отделение для шизофреников, где она будет служить удобной «морской свинкой» для экспериментов психиатров из КГБ.

Решение о заключении «умалишенной» Горбаневской в сумасшедший дом было принято на заседании в совещательной камере московского городского суда. Горбаневская на заседании не присутствовала.

О решении суда в советской печати пока не появилось никакого сообщения и маловероятно, что вообще что-либо о Горбаневской будет сообщено. Широкая публика мало знает о ней – как поэтесса она не завоевала большого круга читателей. Небольшая группа «инакомыслящих», к которой принадлежит и Горбаневская, пыталась пробудить к ней интерес и сочувствие, но мало в этом успела, не располагая достаточными возможностями информации и пропаганды.

30 месяцев в жизни инакомыслящей

С другой стороны, за границей Горбаневскую знают. Впервые о ней было упомянуто в связи с протестами против суда над поэтом Александром Гинзбургом и подпольным литератором Юрием Галансковым в январе 1968 года. Вторично она обратила на себя внимание в августе 1968 года как одна из участниц демонстрации протеста против советской агрессии в Чехословакии. Вместе с другими участниками демонстрации на Красной площади она была арестована, но, после нескольких часов задержания, выпущена на свободу. По имеющимся сведениям, в отделении милиции, куда ее привели, Горбаневская подверглась избиению.

В декабре прошлого года ее вновь арестовали. На этот раз – за демонстрацию против режима, которая была приурочена ко дню рождения Сталина. Власти попытались уже тогда объявить ее сумасшедшей, но, на первых порах, ограничились только угрозами.

Ее продержали некоторое время в тюремной больнице при Бутырской тюрьме, а затем подвергли психиатрическому освидетельствованию.

Горбаневская быта признана в здравом уме. По-видимому, власти рассчитывали, что это освидетельствование будет служить ей достаточным предупреждением.

В чем обвиняется Горбаневская?

Последние месяцы Горбаневская вновь провела в тюрьме. Ей было предъявлено обвинение в противосоветской [sic!] деятельности, и она должна была предстать перед судом. Почему[-]то власти отказались от этого намерения и предпочли путь негласной расправы.

Основания для обвинения Горбаневской в антисоветской деятельности следующие:

Во-первых[,] в августе 1968 года она участвовала в демонстрации против советского вторжения в Чехословакию. Во-вторых, она опубликовала повесть о судьбе тех советских литераторов, которые осмеливаются печататься за границей без надлежащего разрешения. В-третьих, она напечатала на ротаторе и распространяла в Советском Союзе книгу «Бесплатная медицинская помощь», в которой она описывала жизнь политических заключенных в советских домах для умалишенных. Описание это основывалось в значительной степени на собственном опыте. После протеста в связи с делом Гинзбурга–Галанскова в январе 1968 года ее продержали некоторое время в психиатрической больнице. Горбаневской, наконец, вменяется в вину ее участие – недоказанное – в сотрудничестве в подпольной публикации «Хроника текущих событий» и в распространении ее. Эта «Хроника» печатается на ротаторе довольно регулярно, обычно раз в два месяца и содержит сообщения об арестах, протестах, демонстрациях, нарушениях гражданских прав и т.п. КГБ до сих пор не удалось напасть на след издающей ее группы.

Предосторожности…

Хотя о предстоящем слушании дела Горбаневской мало кому было известно, за исключением ее близких друзей, власти приняли исключительные меры предосторожности у здания суда. По закону, слушание должно было быть публичным, но в зале было только 12 мест и лишь одно из них предназначалось для «публики». До тридцати человек – друзей Горбаневской явились а суд, но только один из них был допущен в зал. У входа стояли два милиционера. По коридору прогуливалось еще шесть милиционеров и детективов. Здание обходил патруль милиции.

Суд постановил направить Горбаневскую в больницу «особого типа» на неопределенный срок. Горбаневской сейчас немногим больше 30 лет. У нее двое малолетних детей.

None