Vladimir Samarin - Argus (November 19, 1965)

Владимир Самарин - Аргусу (19 ноября 1965)
VS
Information
Title
Vladimir Samarin - Argus (November 19, 1965)
Source Type
Correspondence
Author
Vladimir Samarin
Vladimir Samarin Papers, GEN MSS 295, Box 1, Folder 43. Beinecke Rare Book and Manuscript Library, Yale University.
Text

Письмо Ваше от 12 ноября я получил. Спасибо. Да, конечно, ссылайтесь на мои письма, не называя меня. А то письма в редакцию начнут писать… «Г-н Самарин пытается оправдать то, что оправдать нельзя…» И т.д. И т.п.

Теперь по существу Вашего письма:

1. В Америке не поднимают шума, не вступаются за тех, кого преследует КПСС по той причине, что с КПСС заигрывают, пытаются нейтрализовать КПСС, чтобы были развязаны руки для войны с Красным Китаем. Печать, конечно, в Америке свободна, но издатели и редакторы очень считаются с пожеланиями, выражаясь мягко, Белого Дома и госдепартамента. В Америке обычно дается только информация о том, что происходит в Советском Союзе[,] или анализы делаются, часто очень выгодные КПСС.

2. Поэтому нужно говорить о реакции Европы, а не США. И вот в Европе было известно о том, что Тарсис в сумасшедшем доме. Не сразу узнали, но узнали. Тарсис считает, что его спас Запад, европейское общественное мнение, европейские писатели. Недавно прошел в Европе слух, что Тарсис арестован. Ему позвонили домой. Он ответил: «Нет, не арестован пока…» И сказал в том смысле, что надеется на защиту с Запада, что это его спасает.

3. В Европе началась кампания в защиту Терца и Аржака, то есть Синявского и Даниэля (в «Н<овом> Р<усском> С<лове>» искажена его фамилия). Там даже студенческие собрания выносят резолюции, посылают обращения Брежневу и Косыгину, выражают свой протест. В Америке – молчание по причине, о которой я выше сказал.

4. В Европе защищали и Тарсиса. И очень защищали, много о нем писали. В Америке – очень мало. Вообще Белый Дом вместе с прочими домиками уже два раза спас советскую власть. Спасет и третий. Попытается спасти. Но в третий раз вряд ли удастся.

5. Тарсис еще не арестован… А может быть, сейчас, когда я пишу Ва[м], он уже на Лубянке? Он ждет ареста.

6. Вы правы: от КГБ всего можно ожидать, всякой пакости и низости. Но не представляю себе, для чего КГБ нужно было «делать» (если согласиться с Вашей концепцией) Тарсиса? Можно бы[л]о посылать провокационные произведения. Но ведь Тарсис так себя ведет, что возникают подозрения сразу же, а не сделан ли он КГБ. Зачем КГБ именно так нужно было делать?

Если, повторяю, согласиться с Вами.

7. Я сам много думал о Тарсисе.

8. Вы наверно знаете, что в Нью-Йорке упорно распространялся слух, что Аржак – не советский писатель, а литератор-эмигрант. Я довольно резко ответил тогда одному из сплетников. Теперь и смотреть на него не хочу. Противно. Явно было, ясно было, что это никакой не эмигрант.

9. С Тарсисом – другое цело. Тут могут возникнуть подозрения. Поэтому и переписываюсь с Вами, чтобы и самому стало яснее. И смотреть на Вас буду по-прежнему с симпатией.

10. Об Аржаке я написал М.Е. [Вейнбауму]. Даст. О них же говорил с одним видным профессором-американцем. Он полагает, что акция защиты будет проведена. Рассчитывает на инициативу некоторых независимых профессоров и писателей. Сам готов проявить инициативу. Посмотрим, что удастся сделать.

None