Vladimir Samarin - Argus (November 19, 1965)

- Vladimir Samarin - Argus (November 19, 1965)
-
Title
- Correspondence
-
Source Type
- Vladimir Samarin
-
Author
- Vladimir Samarin Papers, GEN MSS 295, Box 1, Folder 43. Beinecke Rare Book and Manuscript Library, Yale University.
Письмо Ваше от 12 ноября я получил. Спасибо. Да, конечно, ссылайтесь на мои письма, не называя меня. А то письма в редакцию начнут писать… «Г-н Самарин пытается оправдать то, что оправдать нельзя…» И т.д. И т.п.
Теперь по существу Вашего письма:
1. В Америке не поднимают шума, не вступаются за тех, кого преследует КПСС по той причине, что с КПСС заигрывают, пытаются нейтрализовать КПСС, чтобы были развязаны руки для войны с Красным Китаем. Печать, конечно, в Америке свободна, но издатели и редакторы очень считаются с пожеланиями, выражаясь мягко, Белого Дома и госдепартамента. В Америке обычно дается только информация о том, что происходит в Советском Союзе[,] или анализы делаются, часто очень выгодные КПСС.
2. Поэтому нужно говорить о реакции Европы, а не США. И вот в Европе было известно о том, что Тарсис в сумасшедшем доме. Не сразу узнали, но узнали. Тарсис считает, что его спас Запад, европейское общественное мнение, европейские писатели. Недавно прошел в Европе слух, что Тарсис арестован. Ему позвонили домой. Он ответил: «Нет, не арестован пока…» И сказал в том смысле, что надеется на защиту с Запада, что это его спасает.
3. В Европе началась кампания в защиту Терца и Аржака, то есть Синявского и Даниэля (в «Н<овом> Р<усском> С<лове>» искажена его фамилия). Там даже студенческие собрания выносят резолюции, посылают обращения Брежневу и Косыгину, выражают свой протест. В Америке – молчание по причине, о которой я выше сказал.
4. В Европе защищали и Тарсиса. И очень защищали, много о нем писали. В Америке – очень мало. Вообще Белый Дом вместе с прочими домиками уже два раза спас советскую власть. Спасет и третий. Попытается спасти. Но в третий раз вряд ли удастся.
5. Тарсис еще не арестован… А может быть, сейчас, когда я пишу Ва[м], он уже на Лубянке? Он ждет ареста.
6. Вы правы: от КГБ всего можно ожидать, всякой пакости и низости. Но не представляю себе, для чего КГБ нужно было «делать» (если согласиться с Вашей концепцией) Тарсиса? Можно бы[л]о посылать провокационные произведения. Но ведь Тарсис так себя ведет, что возникают подозрения сразу же, а не сделан ли он КГБ. Зачем КГБ именно так нужно было делать?
Если, повторяю, согласиться с Вами.
7. Я сам много думал о Тарсисе.
8. Вы наверно знаете, что в Нью-Йорке упорно распространялся слух, что Аржак – не советский писатель, а литератор-эмигрант. Я довольно резко ответил тогда одному из сплетников. Теперь и смотреть на него не хочу. Противно. Явно было, ясно было, что это никакой не эмигрант.
9. С Тарсисом – другое цело. Тут могут возникнуть подозрения. Поэтому и переписываюсь с Вами, чтобы и самому стало яснее. И смотреть на Вас буду по-прежнему с симпатией.
10. Об Аржаке я написал М.Е. [Вейнбауму]. Даст. О них же говорил с одним видным профессором-американцем. Он полагает, что акция защиты будет проведена. Рассчитывает на инициативу некоторых независимых профессоров и писателей. Сам готов проявить инициативу. Посмотрим, что удастся сделать.