Review 1965

Yuri Bolshukhin. Review of Vozdushnye Puti, No. 4

Юрий Большухин. Рец. на Воздушные пути, №4
Mandelshtam
YB
Information
Authors
Yuri Bolshukhin
Source Type
Review
Publications
Mandelshtam Review
Poems Review
Date
January 1965
Text

Первая книга альманаха «Воздушные пути», посвященная Борису Пастернаку по случаю его семидесятилетия, вышла в 1960 году; Пастернак ее прочел. Название сборника взято пастернаковское, по одному из его рассказов, «чтобы подчеркнуть мнимость преград, возводимых между нами на земле» (как заявила редакция в первой книге).

Нынче вышла четвертая, помеченная 1965 годом. Она, как и ее предшественницы, твердо держит взятый курс. Это курс настоящей русской литературы, русской мысли – гуманистической, передовой и внутренне свободной. Конечно, в силу обстоятельств, альманах «Воздушные пути» содержит преимущественно историко-литературный материал и в собственном смысле этого слова, и в том смысле, что часто печатает произведения, уже ставшие литературными памятниками; все же, на мой взгляд, «В<оздушные> П<ути>» свободен от литературоведения. Зато в нем – «литературознание», т.е. действительное и верное знание литературы, ее качеств и ее людей[.] Редактор-издатель Р.Н. Гринберг ведет альманах на очень высоком уровне и каждый выпуск «В<оздушных> п<утей>» представляется немаловажным событием в российском культурном процессе.

А возводимые преграды и в самом деле – мнимые, несмотря на их вещественную неоспоримость. «В<оздушные> п<ути>» публикует тексты не только живших, но и ныне живущих в Советском Союзе авторов, например, Анны Ахматовой – без ведома этих писателей (живущих) – и все равно духовные связи налицо. Вот, в четвертой книге помещены наброски Б. Пастернака к фантазии «Поэма о ближнем», воспоминания Ахматовой о художнике Модильяни и о Мандельштаме, стихи Мандельштама – и наряду с этим, стихи терзаемого глупыми бесами ведомственного коммунизма Иосифа Бродского, произведения свободных – Ивана Елагина, Игоря Чиннова, Владимира Вейдле, Николая Ульянова, и тут же: советский поэт Михаил Русалкин (псевдоним)…

Свободные и несвободные политически, живые и мертвые физически, писатели различных эпох, свойств и судеб – встречаются на страницах зарубежного (отлично издаваемого) сборника – и все духовно живы, духовно свободны.

Четвертая книга плотно наполнена: на 303 страницах уместились писания двадцати авторов, да еще письма В.Д. Набокова (1908) и стенографический отчет о суде над И. Бродским. Последнее – документ величайшего позора, которым сама себя заклеймила диктатура в последние годы. Очень хорошо распределен в четвертой книге «В<оздушных> п<утей>» материал. Три больших раздела: Воспоминания, Философские темы и Вопросы литературы. Сообразно этому, смысловому, а не жанровому, делению, несколько стихотворений Иосифа Бродского (творчество его ждет зрелых суждений и, будем надеяться, дождется; моя художественная совесть не позволяет отпустить парочку похвальных эпитетов вроде «удивительные», хотя они и впрямь удивительные) – стихи Бродского попали в раздел воспоминаний.

Говоря об Амедео Модильяни, с которым была дружна в его и своей юности, Анна Ахматова приводит чрезвычайно интересные и ценные для понимания личности художника вещи (и для полноты ее собственного духовного портрета тоже). «Над аполлоновской живописью (“Мир искуств” [sic!]) Модильяни откровенно смеялся». Смеялся он, думается, потому, что хорошо понимал, какими средствами надо двигать искусство вперед. Ахматова не высказывает по этому поводу своего мнения. Можно однако убедиться, что у нее, достигшей мудрости, мнение о путях русского искусства вовсе не совпадает с умилительными акафистами, воспеваемыми у нас «Серебряному веку». Ахматова судит о делах искусства зорко и трезво. В воспоминаниях о Мандельштаме нет у нее никакой слезливости, а есть точное понимание и личности[,] и дела этого поэта. И по заслугам достается от нее охотникам до остреньких, но несвежих мемуарных кушаний, приготовляемых на потребу «невзыскательных потребителей».

Заново и по[-]новому прочлись необыкновенно интересные по психологической тонкости и явственности отрывки из автобиографии Владислава Ходасевича (они печатались в «Возрождении» за 1933 г.).

Не могу пересказывать здесь все содержание четвертой книги «В<оздушных> п<утей>», да нет в этом и надобности. В разделе философских тем читатель найдет пять стихотворений Осипа Мандельштама воронежского периода и новые стихи Ивана Елагина. Тема последних – время и пространство; стихи прекрасные, мучительные и, хочется сказать, «документально точные». «Шестая печать», статья Николая Ульянова, снабженная аж четырьмя мрачными эпиграфами из В. Брюсова, Вл. Соловьева, Н. Бердяева и О. Мандельштама, не менее мрачна. «Мы – дети заката». «Земля, как неспособный студент, много раз проваливалась на экзаменах. Теперешний ее экзамен – последний». «Ясно видим апокалипсического Агнца, снимающего шестую печать…» О, Господи! Дан же некоторым писателям эдакий дар Кассандры.

Чехова нет на них, на прорицателей!

В разделе вопросов литературы очень любопытна статья Бориса Филиппова о Николае Клюеве, «Парадоксы звукописи» Юрия Иваска, статья Федора Степуна «Историософское и политическое миросозерцание А. Блока», статья Владимира Вейдле «О любви к стихам» и весьма литературные стихи его же.

И еще стихи: Игоря Чиннова и Михаила Русалкина. Те и другие пессимистические, но у советского поэта пессимизм более энергичный, а у зарубежного утонченный, как и его, замысловатой простоты, изысканная форма.

None
Individual
Anna Akhmatova
23 June 1889 - 5 March 1966
View all