Yuri Terapiano. Review of Novyi Zhurnal, №83

Юрий Терапиано. Рец. на «Новый журнал», №83
The Deserted House
Yuri Terapiano
Information
Title
Yuri Terapiano. Review of Novyi Zhurnal, №83
Source Type
Review
Author
Yuri Terapiano
Publication
The Deserted House
Sofia Petrovna
Text

Восемьдесят третья книга «Нового Журнала» открывается повестью Лидии Чуковской «Софья Петровна».

– «Эта прекрасная и правдивая повесть печатается нами без ведома и согласия автора. В этом мы приносим Л.К. Чуковской наши извинения. Но мы считаем и литературно и общественно важным эту ценную повесть напечатать. Мы получили ее с оказией из Советского Союза», – сказано в примечании от редакции.

– «Повесть, предлагаемая вниманию читателей, написана двадцать два года тому назад, в Ленинграде, зимою 1939-1940 года. В ней я попыталась запечатлеть события, только что пережитые страной, моими близкими и мною», – говорит во вступлении «От автора» Лидия Чуковская.

[«]…Не сомневаюсь, что литература еще не раз обратится к изображению тридцатых годов, и писатели, располагающие гораздо большим количеством фактов, чем каким тогда располагала я, обладающие большей способностью к анализу и обобщению и большим художественным даром, запечатлеют черты эпохи полней и многосторонней. Я же, по мере сил, попыталась изобразить лишь то, что наблюдала сама[»].  

«Но при всех мыслимых достоинствах будущих повестей и рассказов, написаны они уже окажутся в другую эпоху, отделенную от 1937 года десятилетиями. Моя же повесть писалась по свежему следу только что происшедших событий... В этом я вижу ее право на внимание читателя».

Последний образ вступления правильно определяет значение повести Лидии Чуковской.

В отличие от многих и многих повестей и рассказов об эпохе террора, ее повесть убедительна и тем, что она писалась на месте, в Ленинграде, а не в эмиграции, и своей действительной близостью к людям и событиям, о которых она говорит в «Софье Петровне».

В начале и сама Софья Петровна, и ее сын, комсомолец, а затем отличник-машиностроитель Коля искренне верят тому, что окружающая их атмосфера нормальна – нормальна даже и для Наташи Фроленко, дочери бывшего полковника и домовладельца, которую не принимают в комсомол – («с марксисткой точки зрения может быть это и правильно»), но затем вдруг атмосфера на службе и вокруг них меняется – начался террор.

Один за другим «исчезают» сослуживцы Софьи Петровны, а затем арестовывают и Колю.

С точки зрения литературной, повесть Лидии Чуковской написана умело, характеры главных героев и окружающих их людей – директора и служащих советского издательства, изображены правдиво, без натяжек или шаржа, а некоторые сцены, например, сцена долгого дежурства Софьи Петровны в очереди перед тюрьмой на Шпалерной, для передачи сыну, полна подлинного драматизма и перекликается (автор этого не мог знать) с «Реквиемом» Анны Ахматовой.

None